Рекомендации логопеда

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Задать вопрос начальнику департамента образования
http://gosuslugi.ru
Оценка качества муниципальных услуг
Министерство образования и науки Пермского края
Министерство образования и науки РФ
Дошкольный портал города Перми
Личный кабинет дошкольника

Как общаться с неговорящим ребенком?

Вашему ребенку уже 3 – 4 года. Хочется с ним пообщаться, поговорить, рассказать на ночь сказку. Но…он не говорит. Что делать?  Как узнать, что ребенок тебя хотя бы понимает?

Для этого существует много приемов.

  НЕОБХОДИМО:

Формировать у детей невербальные формы общения:

         - умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению,

        - формировать умение пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой,телом и глазами.

Побуждать  детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ – топ», «Машина би – би», «Паровозик ту – ту», «Дудочка ду – ду»).

Давать детям возможность тактильно почувствовать голосо­вые реакции взрослых (рука ребенка лежит на гортани взрослого, который произносит звукоподражания или поет песенку, можно класть руку ребенка на губы взрослого.

  Учить детей воспроизводить звукоподражания (ту-ту, би-би, му-му и пр.)

 Учить детей выполнять простейшие инструкции («Где  ляля?», «Где зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки».

Учить детей выполнять совместные действия по речевой инструкции (сначала со взрослым, затем со сверстником: «Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину».

 Учить детей отвечать на вопросы: Как тебя зовут? Кто это? Что это?

  Продолжать учить детей понимать и выполнять простые
инструкции («Принеси и назови», «Я скажу, а ты сделал?».

 Учить понимать слова дай, на, возьми, иди, сядь, сиди Учить составлять фразу из двух слов по действиям с игруш­ками («Мишка топает», «Ляля идет», «Машина едет», «Зайка прыгает») Учить детей строить фразы со словами дай, на, иди.

Учить детей понимать действия, изображенные на картинке (девочка умывается, мальчик бежит, тетя кушает.

Подводить детей к пониманию несложного текста, при чте­нии комментировать действия персонажей игрушками.

Разучивать потешку «Киска» А. Барто, разыгрывать ее со­держание, используя игрушки и «живые» картинки Знакомить детей с произведениями русского фольклора Знакомить детей со сказкой «Колобок», обыгрывать ее эпи­зоды с помощью игрушек.

Учить детей отвечать на вопросы: Как зовут маму? Как зовут папу; тетю?

Учить детей понимать рассказ, созданный по результатам
реальных событий из жизни детей в группах.

Учить детей отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом детей («Что ты делал?», «Во что игра­ли?», «Что ты пил?», «Куда идем?»)

Учить детей понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает? Девочка пьет, мальчик идет, зайчик пры­гает и т. д.»)

Учить детей инсценировать небольшие рассказы и стихи с использованием игрушек Знакомить детей со сказками «Курочка Ряба», «Репка», за­крепляя знакомые звукоподражания и лепетные слова в пас­сивной и активной речи.

Учить детей составлять фразы по картинкам из двух слов («Машина едет», «Самолет летит», «Собачка бежит», «Мальчик кушает», «Дядя рисует», «Кошка спит» и т. д.

Учить детей слушать адаптированные тексты и рассматри­вать иллюстрации к ним (С. Маршак. «Сказка о глупом мы­шонке»; Л. Толстой. «Рассказы для детей».

 

          ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

                Дети должны научиться:

v пользоваться невербальными формами коммуникации;

v использовать руку для решения коммуникативных задач,

v пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки,

v проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушка­ми и предметами) и рассказывать об окружающем,

v слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам.

v воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усе­ченные фразы,

v выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

 Шестакова А.В. учитель-логопед

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Развитие умения общения с детьми:
— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии
— контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку
— не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»
— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз
— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными
— выслушайте то, что хочет сказать ребёнок
Изменение психологического микроклимата в семье :
— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания
— избегайте по возможности больших скоплений людей
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная поведенческая программа:
— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка

— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям
— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Что нужно знать родителям о задержке психического развития.
Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?
Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.
Что такое ЗПР?
Педагогический диагноз «ЗПР» ставится ребенку дошкольного возраста или младшего школьного периода. Именно на этих возрастных этапах возможна коррекция развития ребенка. При отрицательном результате развития психических функций данный диагноз изменяется на более серьезные: «конституциональный инфантилизм» или «умственная отсталость».
1. Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом
2. Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее
3. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников
4. Специалисты, которые могут Вам помочь:
— врач-невролог, психоневролог
— учитель-дефектолог
— педагог-психолог
— учитель-логопед.
5. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-педагогического сопровождения.
6. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центре психолого-медико-педагогического сопровождения (ЦПМПС).

Причины задержки психического развития:
Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.
Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:
патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации) внутриутробная гипоксия плода преждевременные роды травма или асфиксия плода во время родов инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте наследственная предрасположенность.
Социальными причинами ЗПР могут быть такие:
длительная изолированность ребенка от общества неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.
В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:
конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции) соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.) психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.) церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или заторможенность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).

Рекомендации специалиста:
Педагоги рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.

Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?
Посещать специализированные детские сады, школы или группы Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов Заниматься с логопедом, дефектологом и психологом. Больше рисовать, лепить, клеить и т. д. Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.) Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями
А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

 Шестакова А.В. учитель-логопед

2019  МАДОУ "Детский сад № 63" г. Перми

Разработка сайта РА "ПТИЧКА"